Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Как проверить катушку зажигания в автомобиле
Катушка – важный элемент в системе зажигания транспортного средства. Выполняет важную задачу – создает высокое напряжение, необходимое для образования свечой искры. Очевидно, что если катушка неисправна, система зажигания не сможет исправно функционировать. По разным причинам механизм выходит из строя.
Автомобилист начинает замечать провалы в работе двигателя после резкого нажатия на педаль газа, часто «троит» мотор. В связи с этим возникает вопрос, как проверить катушку зажигания на автомобиле. Дальше расскажем о самых распространенных способах проверки.
Конструкция и отличие катушки от модуля
Конструктивно элемент состоит из первичной обмотки, сердечника и вторичной обмотки. Фактически это небольшой трансформатор, преобразующий приходящее от аккумулятора стандартное напряжение (12 В) в несколько кВ.
Первичная или обмотка низкого напряжения изготовлена из толстого провода, имеет 100-150 витков. Вторичная или обмотка высокого напряжения сделана уже из тонкого провода и отличается большим количеством витков – несколько десятков тысяч в зависимости от модели.
Прежде чем рассказать о способах проверки катушки на исправность, рассмотрим основные отличия механизма от модуля. Нередко автомобилисты, продавцы в автомобильных магазинах и даже сотрудники СТО все катушки называют модулем или наоборот.
На современных инжекторах машинах нет коммутаторов, в них стоят силовые транзисторы – силовые ключи управления. У модуля под крышкой корпуса находится катушка (одна или две) и силовые транзисторы. Такой элемент называется модулем. Если ключи управления установлены отдельно (в ЭБУ), то перед вами обычная катушка.
Проверяем элемент зажигания на исправность
Очень частый вопрос, где стоит катушка зажигания. Точно ответить на него нельзя. Все зависит от конструктивных особенностей конкретного автомобиля. Рекомендуем вооружиться сервисным руководством по эксплуатации и в нем найти соответствующий раздел. Не будем останавливаться на разных типах катушки, поскольку во время диагностики нас будут интересовать основные технические параметры изделия, в частности сопротивление обмоток.
Как мы уже выяснили, обмотки – являются конструктивной основой любой катушки. Однако нужно помнить, что сопротивление в двух разных по типу изделиях может сильно отличаться. В исправном изделии оно варьируется в широком диапазоне – 0,5-3,5 Ом для первичной и 6-15 кОм для вторичной обмотки. На какое значение ориентироваться? Вам нужно найти информацию о конкретной модели, которая используется на вашем автомобиле. Если говорить о характере неисправности, то чаще всего приходится иметь дело с обрывом провода, деформацией или повреждением изоляции.
Проверка измерительными приборами
Первый способ – проверить катушку зажигания мультиметром. Наша задача – замерить значение сопротивления.
Инструкция будет следующей:
1. Для удобства снимаем изделие с автомобиля.
2. Устанавливаем мультиметр в режим замер сопротивления.
3. Попарно прикладываем щупы прибора к выводам первичной обмотки. Значение должно быть в пределах 0,5-3,5 Ом (при обрыве будет сильно отличаться).
4. Дальше измеряем сопротивление, приложив щупы мультиметра к выводам вторичной обмотки. Один щуп к сердечнику, второй к плюсовому контакту (вывод 15 на импортных изделиях). Убеждаемся, что значение находится в допустимых пределах.
Профессионалы для этой цели используют осциллограф. Но это довольно сложный прибор, для работы с ним нужно дополнительное программное обеспечение. По графику можно выявить проблемы в системе зажигания, особенно хорошо осциллограф определяет межвитковое короткое замыкание.
Сегодня в продаже имеются многофункциональные тестеры катушек. Недорогой электронный прибор, который измеряет сопротивление, индуктивность, емкость, параметры транзисторов. Хорошее решение для автомобилиста, стоит относительно недорого.
Проверка на искру
Как вариант – собственноручно сделать тестер для проверки катушек. Готовые решения уже есть в магазине – выход для тех, кто желает приобрести готовый прибор и не тратить время.
Так выглядит магазинный экземпляр:
Купить этот тестер искры можно на "алике"
А так выглядит сделанный своими руками прибор:
Отключаем зажигание авто, проверяем высоковольтные провода, и если с ними все в порядке, проделываем такие действия:
1. Подключаем тестер к катушке. Соединяем с массой.
2. Заводим двигатель.
Дальше медленно выкручиваем ручку (болт).
3. Выкручиваем до образования зазоры 1-2 см. Искра должна быть стабильно сильной.
4. Увеличиваем обороты, если искра сильная, значит, катушка исправна.
Если искра слишком слабая или после увеличения зазора пропала – пришло время отремонтировать систему зажигания, а именно заменить катушку. Проделываем подобные действия над каждым элементом, если в системе они индивидуальные. Действуйте осторожно и не прикасайтесь к токоведущим частям.
Замена катушек местами между цилиндрами
Также можно выполнить задачу, меняя механизм с одного цилиндра на другой. Способ хорошо работает на любом автомобиле. При наличии неисправной катушки происходит пропуск зажигания на конкретном цилиндре. Как проделать работу? Очень просто.
Выполняем следующие действия:
- снимаем катушку, например, с третьего цилиндра, и ставим ее на второй цилиндр;
- вооружаемся диагностическим сканером и через OBD2 запоминаем код и стираем ошибки;
- заводим двигатель и даем поработать ему несколько минут;
- при наличии проблемы сканер отобразит код ошибки, свидетельствующий о пропуске зажигания в цилиндре, в нашем случае это цилиндр 2;
- меняем неисправный механизм новым экземпляром.
Если даже после замены проблема не ушла, значит, нужно дальше проверять систему (свечи, провода и дальше по списку).
Какой вывод можно сделать
Проверить катушку на работоспособность несложно. С задачей справится даже начинающий автомобилист. Мы рассмотрели способы, которые идеально подходят начинающим водителям. Не пытайтесь каким-либо образом отремонтировать неисправный механизм. Стоит он не так дорого, целесообразней купить новый и забыть о поломке.
И будьте в курсе первыми!